Дети – наиболее нуждающиеся в поддержке и заботе социальная группа населения, которым для гармоничного развития необходимо чувствовать свою защищенность. Изменения в эмоциональной сфере ребенка, такие как повышение уровня тревожности, агрессивности, снижение самооценки, неспособность заявить о своих переживаниях, трудности в общении, происходят задолго до формирования психосоматического заболевания или асоциальных форм поведения. Часто одной из причин изменения эмоциональной сферы является пережитая ребенком травма – насилие.
Американский врач С.Кемпе (1961) определил сексуальное насилие над детьми как «вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей». Таким образом, сексуальные злоупотребления над детьми – это не обязательно принуждение угрозой или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Самая распространенная форма сексуального насилия – это развратные действия. Около 70% детей испытывали развратные действия со стороны родственников и знакомых, 28% — со стороны родителей и опекунов.
Установить факт сексуального насилия значительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствует чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком и другими членами семьи, которые знают о случившемся.
Таким детям кажется, что рассказав кому-то, они предадут отца или мать. Кроме того, слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится, они потеряют контроль над собой и своими чувствами. Их преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, почувствовав отвращение.
Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении ребенка:
Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
замкнутость, изоляция, уход в себя;
депрессивность, грустное настроение;
отвращение, стыд, вина, недоверие;
частая задумчивость, отстраненность;
истеричное поведение, частая потеря самоконтроля;
трудности в общении с ровесниками, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
отчуждение от братьев и сестер;
терроризирование младших и детей своего возраста.
Невротические, психосоматические симптомы:
боязнь оставаться в помещении с определенным человеком;
боязнь раздеваться (например, ребенок может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаваньем, или снимать нижнее белье при медосмотре);
головная боль, боли в животе, в груди.
Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след. Серьезность последствий зависит от обстоятельств произошедшего, особенностей ребенка (возраста, уровня развития, свойств личности) и особенностей насильника, от продолжительности, частоты, тяжести насильственных действий, от реакции окружающих.
В дисгармоничных или неполных семьях дети психологически меньше защищены от травматических ситуации, чем в нормальных семьях. Также в дисгармоничных семьях родители реже имеют верное представление о травматическом опыте своих детей и пытаются его преуменьшить или скрыть.
Исследования показали, что насилие чаще проявляется в отношении детей младшего возраста и с более низким уровнем развития. Характер и глубина нарушений личности вследствие насилия будут также зависеть от возраста и уровня развития ребенка.
Последствия для ребенка будут серьезнее, если насилие сопровождалось причинением боли и травмы. По сравнению с сексуальным злоупотреблением такие формы сексуального насилия, как половое сношение, для ребенка наиболее травматичны.
Последствия насилия будут тяжелее и в том случае, если оно совершено близким для ребенка человеком.
Если после обнаружения сексуального насилия члены семьи встанут на сторону ребенка, а не насильника, то для ребенка последствия будут менее тяжелыми, чем в ситуации, когда он не получит защиты и поддержки.
Реакции и симптомы, возникающие как последствия физического и сексуального насилия, относятся к посттравматическому стрессовому расстройству.
Их проявления таковы:
повторяющееся, беспокоящее переживание травмы, неприятные воспоминания, сны, навязчивые действия и чувства, как если бы событие повторялось вновь и вновь;
постоянное избегание стимулов, напоминающих о травме (место, люди, вещи, напоминающие о травме);
блокировка эмоциональных реакций, оцепенение (не наблюдалось до травмы);
чувство отстраненности от остальных людей, снижение интереса к значимым видам деятельности, сужение спектра эмоций;
раздражительность,
гиперактивность, проблемы с концентрацией внимания, неадекватное реагирование;
трудности с засыпанием или плохой сон;
Самыми стрессогенными для детей являются ситуации непосредственной угрозы здоровью и жизни близкого и самого ребенка. В разные периоды жизни реакции на подобные ситуации проявляются по-разному:
– Детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
– У дошкольников на первый план выступают эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности) и нарушения поведения (регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация);
– У детей младшего школьного возраста – амбивалентное чувство по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, испорченности, недоверия к миру, в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, «ощущение грязного тела», сексуальные действия с другими детьми.
Маленькие дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом травмы, а это крайне важно для преодоления стресса. У детей могут быть сны, вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена травма, тогда как постороннему взрослому это очевидно.
Переживание произошедшего травматического случая может проявляться в качестве эпизодов в воображении, неожиданных и внезапных воспоминаниях, в форме повторяющихся игр, в которых прослеживаются аспекты травмы. Эти игры носят однообразный характер, в них монотонно повторяется один и тот же сюжет, ребенок не вносит туда никаких изменений или развития. После таких игр отсутствует чувство облегчения, поэтому игра повторяется снова.
Жертвам физического и сексуального насилия свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку они пережили предательство со стороны родителей, физическое или сексуальное нападение, издевательства.
Поскольку у них нет доверия к родителям, то им трудно сформировать доверительные отношения и с другими, круг общения сужается, они становятся замкнутыми. Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения опасными и непредсказуемыми.
Всех жертв физического и сексуального насилия отличает низкая самооценка, в основе которой лежит переживание стыда и вины. Иногда родитель жертвы обвиняет ребенка в провоцировании сексуальных действий. Это же характерно и для физического насилия, когда родитель ответственность за то, что сорвался перекладывает на ребенка – «сам заработал». Если у ребенка во время насилия возникли приятные сексуальные чувства, то неизбежно возникшее после этого чувства вины еще больше понизит самооценку.
Живя в дисфункциональной семье, ребенок подвергающийся физическому насилию, приобретает вслед за другими членами модели поведения как жертвы, так и насильника. Иногда он отождествляет себя с агрессором, испытывая чувство превосходства, всесилия, а иногда с жертвой, чувствуя свою беззащитность, ранимость и беспомощность.
Специфика сексуального насилия, в отличие от физического, связано с ранним сексуальным опытом, действиями, совершенными вопреки желанию ребенка, что приводит к нарушению сексуального развития, половой идентификации и сексуальных установок.
К одному из важных признаков сексуального насилия относится гиперсексуальное поведение ребенка. У детей появляется высокий уровень эротизации: они сексуально возбуждаются в результате самой повседневной физической и психологической близости, поскольку не могут отличать психологически близких, любящих и дружеских отношений от сексуальных.
У детей, вне зависимости от пола, часто встречаются нарушения сексуальной ориентации, среди которых наиболее выделяются гомосексуальные отношения.
Повторное отыгрывание травмы – одна из основных причин распространения насилия в обществе. Многочисленные исследования, проведенные в США, показали, что большинство преступников, совершивших серьезные преступления, в детстве пережили ситуацию физического и (или) сексуального насилия. Жертвы насилия стараются дистанцироваться от напоминания о травме путем приема алкоголя, наркотиков. Все это нарушает социальное функционирование и снижает адаптационные возможности человека.
Таким образом, последствия ПТСР оказывают влияние в целом на психику ребенка и проявляются во взрослой жизни в форме аддиктивного и девиантного поведения, психосоматических заболеваний, нарушений половой идентификации, нарушений сексуальных отношений с партнером и т.д.
Выявление детей, подвергшихся насилию, оказание им помощи – лучший способ препятствовать распространению насилия в следующих поколениях.
раскрыть » / « свернуть